AlfranZa писал(а):А сарматы были католиками или исламистами?
![??? :???:](./images/smilies/icon_confused.gif)
Или иранские племена всегда как-то были ...типа еретиками?
Ну коль флудилка в теме (моей кстати) затихла, то скромно отвечу. Эрих в целом прав, когда утверждает, что для очень ранних прото-сарматов был характерен общеарийский, а после разделения европейских народов, славяно-иранский тип религии. Это в первую очередь культ предков, культ нескольких богов, но для сарматов (в противоположность другим ираноязычным, более оседлым народам) был характерен культ богинь, а не богов (тем более, что правили там Амазонки). Для северной части (север Волги, мещерские земли), где жили славяно язычные народы восточной ветви (имеющие политическую общность с аланской веткой и отличные от славян и скифов-киммерицев заднепровской ветки) были типичны вообще культы пантеистического типа - Единая Природа, сезоны, стихии и др. - это ясно далеко от язычества. Заднепровские славяне, киммерийцы и варяги (балтийские народы) имели пантеон сходный с греческим олимпийским, но со славянскими и иранскими именами кумиров. Все народы, что формировались восточнее Дона - народы сарматской политической системы - это власть Амазонок, матриархат, четкое государство (у киммерийцев, антов и варягов его не было до 8 века н.э), склонность к монотеическим культам (хотя были и языческие но с малыми пантеонами - так были культы Табити (лунная кумирка близка к Артемиде), Лады-Анахитис (ясно Афродита, только более целомудренная), Хорсы (солнечная богиня или бог)). Археологические находки, а также данные о культе Богини Девы (Артании) в Херсонесе и др. городах Боспора дают подозрение о распространении на нижней Волге и Дону монотеического культа, родственного религии магов или зороастризму, известна видимо была и Авеста, тем более, что иранские языки тогда были близки, а аланский язык ближе к авестийскому.
Когда пришел Апостол Андрей - основная часть Сарматов, как южная алано-язычная, так и северная славяно-язычная приняли христианство, причем безо всяких проблем (проблемы были в Риме, а не в Артании). Андрей дошел до острова Валаам, где обитали финские племена - чудь разная (что в нашем сериале названа веронисами), это андро-фаги, мард-хвары, короче "людоеды". Сам факт, что финны были изгнаны со своего места, и там установлен крест (ему по данным археологии уже почти 1500 лет) - значит новая религия привела к крестовому походу сарматов против финских язычников. Дальнейшая судьба сарматов была связана с войной против Рима (почти три века, за которые много чего было - римляне например любили женские гладиаторские бои, для которых набирали пленниц из сарматов, а также кельтов, берберов и эфиопов-нубиев), которая окончилась крушением Рима и крушением римского язычества. Христиане Рима (которые были катакомбными мучениками) и христиане Сарматии (совсем свободные) и создали новую державу - Византию, в которую наряду с греками вошли и боспорцы (греко-язычные сарматы).
Католицизм и католический раскол назревал давно в патриархатной западной части римской империи, где чурались всего сарматского и это влияло на их трактовку христианства. Напротив православие во многом укреплялось воззрениями сарматов и тех греков, которые не видели в сарматах врагов, а стали видеть союзников. Повлияло и учение Платона (который был много лет на Востоке), и религия магов Зороастризм, и книга Авеста и даже Пантеизм Славян. Получилось пантеистически настроенное православное христианство и анти-язычески (а значит зависимое от язычества) настроенное католическое христианство.
Ясное дело все, что шло из Рима сарматы ненавидели. Но раскол церквей произошел окончательно гораздо позже, как и появление ислама - к тому времени Сарматия была захвачена гуннами, а затем обрами и страшными хазарами. Когда же сарматская идея перешла в руки славян, варягов и киммерийцев заднепровья (9-10 века), то вопрос выбора религии быстро решился в пользу Византийского Православия (на которое в 4 веке влияли именно Сарматы). Католики, исмаилисты, а тем более юдо-хазары отвергались напрочь. Остаточные сарматы тогда в некоторых местах (ТаМатрАрха, Феодоро, Китедж, верховья Волги) ясное дело приди к ним кто католик из Рима, или исламист из Багдада они просто убили бы и все. Только Византийское Православие.
Потому поздних сарматов правильнее считать Православными и частью Византийско-Славяно-Сарматской цивилизации.