Сообщение Сармат » Чт окт 12, 2017 3:19 am
Важнейшая тема и дискуссия может быть интересная. Я здесь как энциклопедист (так меня вроде стали называть) немного порассуждаю. Есть стереотипы специальные, а есть просто бытовые, как например стереотипы детей и родителей, о которых очевидно и разразилась дискуссия. Насчет "ОниЖеДети", скажу, в этом виноваты "МыЖеРодители". Правильно говорила Царица Саяна Савирская - "Я наказываю непослушных Амазонок". И так нужно и в Государстве, и в Семье. Когда Детей воспитывают по так называемой Японской (простите НовоЕвропейской) системе, т.е. "ДелайЧтоХочу", то и вырастают "ОниЖеДети". Со стереотипами родителей тоже надо бороться. Что касается "ОнЖеАдмин" и "ОнЖеЮзер", то поскольку интернет культура молодая, стереотипы здесь стертые. Тем не менее есть основание неравенства - Админ может забанить юзера, а юзер нет. Есть и риск возникновения стереотипов. Есть и другие бытовые стеретотипы и они часть провоцируют нас на агрессивность. Хель простите меня, но в одном вашем посту заметен стереотип, причем опаснейший (это насчет Спарты и детей уродов). Так что никто не застрахован от бытовых стереотипов (хотя насчет Спарты это уже переходит в группу специальных стереотипов, которые были очень свойственны Древним Грекам вообще). Хотя среди специальных стереотипов имеется группа Политические Стереотипы, я постараюсь как можно меньше затрагивать политику. Хотя к сожалению Альфранза в своем начале как раз и написал типичный политический стереотип - Это насчет Почему Русские живут не так как в Европе (там даже два стереотипа - насчет Русских и насчет Единой Европы. А Европа состоит из разных народов, живущих весьма по разному и России нужно жить не чужой, а своей жизнью, не пытаясь подражать никому - это вредный стереотип космополитизма, да и личности нужно жить своей жизнью). Есть два чисто практических вопроса, насколько опасны стереотипы и можно ли с ними бороться?
Но сначала о природе стереотипов. Стереотип того же корня, что и Архетип, а также Тип, Типичный. Архетип как известно психологический термин, означающий у Юнга некую замкнутую сферу коллективного бессознательного, в которой имеется своя информация, тематика, цель. Короче это почти не изменяемая и мало зависящая от сознания сфера, которая дает априорную основу для душевной жизни. Представление о Человеке Рациональном в корне неверно, так как многое в нас идет от постоянных архетипов подсознания и волевых интенций надсознания. Многие знания становятся привычками, а как мудро сказал Пушкин "Привычка свыше нам дана/Замена счастию она". С подобной точки зрения Стереотип это неправильно использованный и искаженный архетип. С другой стороны ошибочно считать, что стереотипы бессознательны, иррациональны и коллективны, что они свойственны толпе и не поддаются логике. Как раз именно Логика является первым средством установления и утверждения стереотипа. Так как логически можно доказать любую чушь в принципе, и это доказала Софистика - самая стереотипная и вредоносная философская школа Древней Греции, против которой восстал Сократ и Платон, и отчасти из за чего Сократ погиб (хотя там было много причин казни). Сам стереотип, пока он пассивное, логически доказанное и при этом основанное на ложных посылках утверждение, исходящее из подсознательных предубеждений, такой стереотип не опасен, а смешон. Но когда он становится активным и проявляет влияние рассудка на волю он становится агрессивным и опасным, причем нередко очень, даже страшным. Все ереси, фанатизм, терроризм, национализм, шовинизм, расизм, фашизм и т.д. основаны на активных стереотипах. Агрессия может быть внешней против других (типа фашисткого "моя нация лучшая, а другие ничто") и внутренней против своего места (типа космополитского "моя нация худшая и нужно жить как другие" - пример уже был в начале у Альфранзы - что мол почему Русские живут не так как в Европе).
Бытовые стереотипы уже рассмотрели, а среди специальных могут быть религиозно стереотипы (вторые после гендерных по опасности и первые по агрессивности), гендерные стереотипы (на мой взгляд самые опасные), национально-политические стереотипы (на мой взгляд самые многочисленные), философские (наиболее коварные), научные (тоже коварные), национально культурные, и прочие менее дифференцированные.
То что Вера и Религия разные вещи это точно, хотя стереотип их объединяет также как и Церковь и Храм, что тем более разные вещи. Мы ходим в храм, но нельзя ходить в Церковь, так как Церковь должна быть в душе. Вот отсюда и формализм, и обрядоверие и многие проблемы религиозной жизни, которая отнюдь не есть еще нравственная жизнь. Занятие "подсчитыванием чертей на кончике ножа" это псевдорелигиозный стереотип, которым занимались схоласты католики и дошли до преступной инквизиции, а теперь этим занялись православные и губят свою Церковь. Надо не этим заниматься, а совершенствовать свою нравственность и налаживать связь с Богом-Богиней-Природой (каждый кто как считает). Ереси не безобидны - сначала просто мелют чушь о Божестве, потом изменяют Ритуалы, а потом начинают гнать инакомыслящих, далее создают секты, зомбируют последователей, а кончают инквизицией или ваххабитским терроризмом. Не должно быть ни фанатизма, ни воинствующего атеизма (имеется ввиду не мирное отстранение от Бога, а фанатичная пропаганда безбожия)!
Затронем вкратце национально политические стереотипы, коли такие есть и они очень опасны (примеры фашизма или космополитизма не нужно приводить). У береговых (также горных или пустынных) народов, т.е. талласократов как то Греки (древние), Римляне, новые Англичане и СШАнцы, также Арабы, Индусы, Китайцы (сегодня в меньшей степени китайцы и индусы) сложились предрассудки насчет континентальных, степных народов (причем еще в древнейшем мире, например у Геродота в отношении Сарматов). В этом и есть корень столь распространенной сегодня русофобии (неприязни к Русским). Это в многом связано с слишком рациональной и патриархатной системой береговых народов, которые не могут понять сверхрациональность степняков. Даже диалектика разная - талласократы видят мир в разделении на материю и разум, а политику в разделении на либеральность и консервативность. Степняки же ищут в мире борьбу добра со злом (отсюда и зороастризм) и гендерную свободу сопряжения женского и мужского (отсюда и власть Амазонок в степи). Да и их государство было сложнее чем рабовладельческие Империи античности, там сразу был феодализм. Помимо того индивидуальные различия всех береговых народов приводят к стереотипам в отношении друг друга, а значит и к войнам. С другой стороны у степных народов есть опасность противоположного толка. Так как по Блоку "нам ясно все - и острый галльский (т.е. французский) смысл, и сумрачный германский гений", то есть риск расстворения в других народах. Талласократы разделяют и властвуют, степняки объединяют и властвуют. Если имперские амбиции талласократов, особенно западных, начиная с Римской Империии и кончая сегодняшними империями Запада явно предрассудок и стереотип, который и ведет от желания всех степняков называть варварами к расизму, фашизму, империализму, то великодержавность степняков, основанная на интернационализме (отсюда и блоковские "Разноликие Народы", да и еще разноязыкие, даже РоссАланы говорили на трех языках славянском, аланском или скифском и греческом), может дать другой стереотип - благородный интернационализм и многополярность может превратиться в опасный космополитизм и вызвать растворение этноса, даже гиперпассионарного.
Опаснейшие стереотипы гендерные. Так как гендерные стереотипы сильно влияют на политические, научные, философские и религиозные. Так в неприязни к степнякам со стороны береговых народов имеется типичный патриархатный шовинизм против матриархата и власти Амазонок, которые и создали государство степнякам. Что написали древние греки про Амазонок волосы дыбом. Тут и отрезанные груди, и избиение мальчиков, и мужененавистничество, и даже отказ от семьи. Но Аристотель превзошел все стереотипы, рассказывая о фантастическом яде для стрел из крови пленников и змей. Знал бы он, что Сарматы не убивают пленников, а сильно ядовитых змей на Руси нет!!! Если яд, то только из Цикуты, как и у Греков. Лесбийство у Амазонок из той же оперы стереотипов. Гендерные стереотипы пронизывают всю жизнь по вертикали от бытового "блондинки за рулем" (эти анекдоты я просто ненавижу), до суперопасного для политики и исторических знаний "НетГосударстваМатерей" (Как так нет, а кто же я тогда, старый СарМат - значит Царство Матерей). Есть и смешные стороны - так никто не может правильно назвать город ТаМутерХань (это по готски) или ТаМатрАрха (это по гречески) или ТаМатРега (это на латыни) - придумывают чушь про ТуменТархан - и ведь три языка дают лексическую кальку, и большие буквы есть, нет шовинизм не видит.
Но есть и трагические стороны, особенно, если патриархатный бытовой кодекс вбрасывается заведомо матриархатному народу. Именно из за Домостроя погибла Святая Русь!!! Споротивлялась более пяти веков и погибла перенеся, смуту, новых царей, даже цариц (которые ничего не смогли сделать с этой заразой, что хуже чумы), расцвет культуры в форме протеста против заразы, революцию, Утопию, Победу, Космос (опять протест) и погибла. Надеюсь воскреснет, сожжет домострой у главного Храме Христа, приведет Амазонок в власти и станет великой.
Самые коварные предрассудки и стереотипы научные и философские и я сам знаю это, когда писал диссертацию, мне пришлось развенчивать такие стереотипы в своей музыковедческой сфере. Сам факт присутствия стереотипов в науке говорит, что стереотип захватывает людей независимо от уровня ума. Тем более что ряд ученных умнейшие люди и творят стереотипы. Среди подобных стереотипов, что материя косна и "безжизненна", что наука противоречит религии, что история развивает линейно от дикости к цивилизации, что кочевники варвары, что все летописи истинны, или например, что доминантно у нас левое полушарие и оно главнее правого. Среди творцов стереотипов такие мыслители как Декарт, Гегель, Ницше. Жуть не правда ли. Вот странное дело у Аристотеля гораздо больше стереотипов, чем у Платона, но и еще загадочнее, что Александр Македонец избавился от ряда стереотипов Аристотеля и пришел ближе к Платону будучи воителем, а не философом. Еще удивительнее - у древних Греков была целая философская школа, обучающая не бороться со стереотипами, а творить новые стереотипы, причем довольно дикие - это школа софистов.
Итак ясно, что ряд стереотипов могут приводит к печальным последствиям вплоть до войн, фанатизма, искажения истины и др. Ясно, что стереотипы нередко творят очень умные люди (причем не исключено злонамеренно, ведь так легко управлять быдлом) и образованность тут не спасение. Если посмотреть внимательнее, то творцы стереотипов имеют преобладание левого полушария, т.е. это люди слишком зашоренные логикой, которые отвергают более тонкий духовный мир и любят упрощать реальность (и Гегель, и Декарт, и Аристотель имели такие недостатки). Некоторые преднамеренные творцы стереотипов левополушарно доминированные люди, но с сильным и правым полушарием, но извращенным, сильной волей, но ко злу и лжи, они можно сказать антипассионарии, пассионарии со знаком минус, не сопереживающие миру, а напротив желающие властвовать над миром. Разве наш сериальный Цезарь (или Алти) не пример. Потребители стереотипов - слабовольные и мало думающие простые люди с преобладанием подкорковой деятельности. Борцы же со стереотипами большей частью пассионарные люди с выраженным правым полушарием, творческим, пусть слегка нелогичным мышлением и стремлением находить истину по своей воле (а не по логике). Самые сильные борцы со стереотипами люди не просто Истины, но Правды Жизни, эти люди активно ищут, подобно Сократу не останавливаются на достигнутом, а целью видят не научное познание мира, а духовное сопереживание миру, что и есть Правда в отличии от Истины. Если стремиться к Правде, или хотя бы Истине, то стереотипы можно укротить.
рр. От стереотипов надо уметь отличать Традиции. Традиции, во первых, примордиальны (т.е. первично образованы), они возникают вместе с народом и живут в его мифах и в его жизненной практике, во вторых традиции являются основой и источником творческого развития народа. Стеротипы напротив навязаны извне после формирования народа и являются не основой и источником, а законченным результатом ошибочного познания. Короче Традиции это правильно обработанные архетипы, а стереотипы искаженные архетипы. Забавно отметить насчет традиций - у Сарматов, а позже всех Славян и далее большинства современных народов мира, что взяли одежду у Славян-Сарматов женщины могут носить мужские брюки, а мужчины женскую юбку или сарафан нет. У Славян-Сарматов Женщина носил что хотела (хотя юбки с туникой и сарафаны любили летом больше шароваров, носили часто чулки и перчатки, это впрочем были доспехи, шаровары одевали зимой), а одеть сарафан городской амазонки или юбку степной амазонки для мужчины было позором, так как воспринималось как посягательство на власть. Зато у шотландцев в традиции мужская юбка. Изучение традиций как бытовых (которые я привел), так и духовных интересное дело. Опора на традиции также помогает не опираться на стереотипы.
Ад есть страданье, что нельзя больше любить
Но за некоторых грешников можно Бога молить
Достоевский в стихах.
Когда римляне вели Ксену и Габриэль на крест, Брут убил Цезаря (Зена принцесса воин)
Когда в конце времен, у людей не станет силы любить и настанут войны и придет Антихрист, сын Дахока, тогда настанет тьма на Земле. Но тогда раскроется великий город Амазонок Китедж и выйдут оттуда Амазонки, Русь, чтобы спасти остаток человечества для встречи со Христом и Марией-Артанией-Софией-Шехиной