С тем, что творческого человека нельзя загонять в рамки, я в жизни спорить не буду. Поэтому прошу все нижеследующее не воспринимать как попытку кого-то чем-то сковать. Знание составных частей литературного произведения, конечно, нужно не для того, чтобы научить кого-то писать – для это нужно не столько умение (хотя и оно), сколько талант. Композиция необходима для понимания чужих произведений. Поняв других, сможешь понять и себя. Поняв себя, сможешь писать как минимум хорошо. Ведь даже хаос – это система, просто крайне сложная.
Начнем издалека Каково дерево внешне? Мы видим ствол, ветви, листья; еще мы знаем, что под землей есть корни, а на ветках – почки.
А вот под корой тоже много чего есть: луб, камбий, древесина, сердцевина…
Узнавая дерево только внешне или только внутренне, мы не будем иметь полного представления о нем.
Литературное произведение – то же дерево.
Самое простое – прочитать произведение и решить, понравилось оно или нет. Это то же, что взглянуть на дерево, не вдаваясь в детали.
Мы, читая, думаем также, о чем же автор хочет сказать? То есть лезем внутрь дерева.
Обращаем внимание на то, какими средствами автор пытался достучаться до нас и донести свою мысль. То есть разглядываем ветки и листья.
Только проделав все вышеперечисленное, мы сумеем получить полное представление о произведение. Опустив хотя бы что-то одно, мы упустим целый пласт в произведении.
О тот, как получать эстетическое удовольствие от произведения, вряд ли стоит кому-то говорить – все и так умеют, думаю. Насчет тематики, проблематики надо говорить отдельно в каждом конкретном случае.
А вот разобраться со структурой произведений мы можем. Вернее, не столько разобраться, сколько увидеть, какой она вообще бывает.
Композиция произведения состоит из нескольких блоков, которые, в свою очередь, тоже делятся на подблоки:
1. Сюжет:
А) необязательные:
- название;
- эпиграф;
- посвящение;
- пролог и эпилог.
Б) обязательные:
- предыстория;
- экспозиция;
- завязка;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка
2. Описание
а) портрет
б) пейзаж
в) интерьер
3. Рассуждение – наименее художественная часть текста; это уже, так сказать, прямое давление на читателя.
4. Язык:
а) авторская;
б) героев.
Это схема. Далее будем говорить о том, что каждый из этих пунктов представляет из себя.