А у меня сегодня с утра в голове крутится: "А король: "Возьмешь принцессу, и точка, а не то тебя раз-два и в тюрьму, ведь это все же королевская дочка!"...А стрелок: "Ну, хоть убей, не возьму".
Думаю насчет нацио- и социоцентричности... применимо к Высоцкому. Какая ерунда все это. Высоцкий - русский поэт, и ко всему прочему советский. Хотелось бы об этом забыть, да не получится. Эти моменты очень важны в понимании его творчества и жизни. Союз убивал свои таланты. Спаливал ли быстро как Маяковского, медленно выпускал кровь как у всех, кто был вынужден уехать в эмиграцию. Ведь та же Гиппиус не написала не единой стоящей поэтической строчки в проклятом Париже. Последовательно и мучительно выпихивал из жизни как Ахматову… Но каково было жить в той стране в самом сердце «совковой» эпохи и при этом быть гениальным поэтом? Не противоборствуя системе, а просто глядя сквозь нее. Система не любит, когда кто-то смотрит сквозь...
Нельзя отсеивать поэтов по какой-то центричности… Любой. Чистый стих символизма потому всегда будет проигрывать при выборе «первых» и «вторых», что он при всей своей красоте абсолютно безроден. Все эти лунные единороги, могилы возлюбленных Элеонор, неведомые тайны холодных светил -хороши, но никогда не смогут быть незаменимы. И нет или практически нет таких произведений, где при должном желании единорога нельзя было бы заменить на Жарптицу, Элеонору на Вирджинию, а тайны светил на тайны склепов, могил или лесов или безлюдного города в стране сновидений. Я так говорю, с учетом того, что, по крайней мере, с творчеством одного поэта-символиста меня связывает история лет эдак в (страшно подумать сколько) огромной любви. Но, тем не менее, символисты сами себя перебороли этой патологической отстраненностью от реальности, жаждой таинственных миров, которая, в конце концов, полностью поглотила живую человеческую чувственность, эмоции, осмысленность. Поэтому незаменимые строчки, незаменимые (вечные) стихи, фразы как выстрелы почти всегда обнаруживаются у совсем других поэтов. Символизм всегда актуален, футуризм черта с два. Но, тем не менее, взять Маяковского и взять Бальмонта. Первый острее, важнее, четче и в итоге наивнее и романтичнее, последнего. Хоть и кажется страшным, что у Маяковского облако в штанах, а не в печальных туманах.
Но это, в общем-то, все о Выцком, которого можно назвать поэтом социальным. Его главные стихи, конечно же, были не о Магадане и Москве-Одессе. Но это тоже было. Поэтому какой-нибудь сумасшедший запросто может «пришить» ему любую глупость, вроде соициальных частушек. Другое дело, что Высоцкому не на кого было равняться, он не был последователем какой-то школы или направления, ему не надо было быть первым среди первых. Он был единственным. (Булата Шалвовича просьба не вспоминать. Они ни малость не равны). А для меня Высоцкий это прежде всего: Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время», «Украду, если кража тебе по душе/Зря ли я столько сил разбазарил?/Соглашайся хотя бы на рай в шалаше/если терем с дворцом кто-то занял! и "Как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи, усыпив, ямщика заморозило желтое солнце, и никто не сказал: шевелись, подымайся, не спи".
Вот это пожалуй.
Насчет Чуковского. В детстве была книжка с очень впечатляющими иллюстрациями к "Краденому солнцу". До сих пор помню раскромленного крокодила, похожего на перевертнутый резиновый сапог.
![:)](./images/smilies/icon_smile.gif)
) А вот Уитмен - это для моей психики слишком... %}
[ Это сообщение было отредактировано: рандир 2005-06-24 12:41 ]