Что есть юмор (в фанфикшенах XWP)?
Для начала хотелось бы разобраться, зачем вообще нужны юмористические фанфикшены, в чём их роль, отличие от других... Но у меня на этот счёт только одна мысль: читать приятнее. Так что позволю себе перейти сразу ко второму вопросу.
Задача: написать юмористический фанфикшен. Как? Какие средства допустимо использовать, от каких лучше воздержаться? Есть ли рекомендации по сюжету? Размеру? И так далее...
Сам я, не наученный ничем, кроме собственного опыта читателя и писателя, имею весьма скромные представления обо всех этих вопросах, которых, впрочем, хватило для создания этой темы.
Диалоги. Вот что меня всегда настораживает. На них всё строится. Почему?
Как известно, большую часть информации человек получает с помощью зрения и слуха. Следовательно, юмор легче всего увидеть или услышать. Например, Ксена рано поутру обливает холодной водой спящую Габриэллу, но потом из-под одеяла выглядывает вовсе не блондинка, а Джоксер. Это смешно смотрелось бы в жизни (глазами Габби, затаившейся за кустиком)... Видно лица, глаза хулиганистой принцессы воинов, Джоксера; воду, льющуюся с одеяла. Но так в жизни. А как в фанфикшене? Вроде бы всё то же самое, только на прочтение и осознование текста, передающего все подробности, тратится в несколько раз больше времени. Но юмор должен быть неожиданным. Или детали опущены. Но более полное описание позволяет слиться с действием, прочувствовать всю ситуацию. Невесело...
Но это касалось описания действий, пейзажа... А что с диалогами? Скорость чтения реплик сравнима со скоростью их произношения. Таким образом читатель, можно сказать, присутствует невидимым зрителем на месте событий. Вот и получается, что диалоги гораздо лучше передают заключающийся в них юмор.
Итак, диалог - верное средство в создании юмористического произведения. Но не слишком ли часто авторы его используют? Значительная часть фанфикшенов состоит из реплик, прерываемых лишь небольшим пояснением, кто что сказал, кто где стоял, кто на кого смотрел, кто что держал в руках... А это уже похоже на комедию (да, в школе тоже изучают комедии и драмы, но именно изучают, а не читают для собственного удовольствия. Его в театре получать надо). Но ведь писалась не комедия, а рассказ/повесть...!
На мой взгляд, обилие диалогов бросается в глаза, и это плохо. Но как без них? Ведь не каждая секунда реальной жизни наполнена радостью и весельем, но что-то происходит постоянно. И об этом надо писать. Получается примерно так: небольшой смешной диалог; кусок неинтересного текста; опять диалог; ещё кусок текста... По крайней мере, у меня так получается. И я не знаю, что делать. Оставлять одни диалоги? Нежизненно. Вообще отказаться от юмора? Читать никто не будет.
Если честно, я не могу вспомнить в школьной программе (отсюда делаем вывод, что и во всей классической литературе) ни одного смешного произведения, которое не было бы комедией. Были сатирические: "Как один мужик двух генералов прокормил", "Мёртвые души". Но они вызвали смех не в каждом отдельном абзаце, а после прочтения всего текста. А описание шкатулочки, занимавшее полстраницы, вызывает скуку.
Уж не следует ли из этого, что написать что-то смешное в каждый момент времени и одновременно великое невозможно? Я в замешательстве...