Джаз действительно родился в США, в традиционной науке в южных штатах, конкретнее Луизиана, особенно Новый Орлеан (есть альтернативная теория параллельного рождения джаза в Гарлеме, северном городе пригороде НьюЙорка). США тем самым только "родильный дом, для столь знаменитого младенца", но никак не мать и не отец. Перед рождением должно быть зачатие - а зачат Джаз был в Латинской Америке в рамках Креольской Музыки, как синтез Европейского и Африканского элементов. Нельзя прямо говорить, что ритм джаз взял от Африки, а гармонию скажем от Европы. Просто в Европейской музыки ритм вторичное средство, так главное - гармония и мелодия с контрапунктом. Короче Европа - мелопея, Африка - ритмопея. Европа - гармония сфер (в древнее время у Пифагорейцев астрологические положения планет ассоциировались с музыкальными гармониями), Африка - ритмика сфер. (Говорящими барабанами передавали информацию, вплоть до гороскопов). Но тем не менее в Джазе Африканская сложная ритмика дана в Европейской метрической сетке, хотя системная 12 тактовость и 12 дольность нарушают типичную метрику. Не меньше в Джазе и Африканского в гармонии, Основой Джаза является Блюзовый комплекс, который не сводим к европейскому мажору и минору, а исходит из Эфиопской народной музыки. ТОже можно сказать и о форме, которая основана на варьировании и импровизации на одну тему, пусть и изложенную по европейски но с африканскими методами развития. Тембр также сочетает игру на европейских инструментах (труба, тромбон, саксофон, кларнет, скрипка, рояль, отчасти гитара и бас) и только некоторых африканских (банджо, маримба, ряд ударных инструментов) с чисто африканским звукоизвлечением. Если кто послушает Караван Эллингтона и другие его пьесы в исполнении его же оркестра, о услышит столь необычное звучание труб и тромбонов, что тембр неузнаваемый. Это стоны, хриплое рычание, плач или смех, звуки и голоса диких зверей джунглей, саванн и пустынь - короче джунгли эффекты, а также звуки похожие на кличи Амазонок (даже на клич Зены) - их называют Шауты (чаще всего встречаются в религиозной и церковной джазовой музыке, так наз. Соул, Спиричуэл и Госпелл, являются самым узнаваемым эффектом в православной эфиопской литургии и т.д.).
Отец Джаза - Южно Европейская Музыка, уже содержавшая после мавританского завоевания ряд африканских эффектов и готовая к синтезу. Это в первую очередь Испанская, а также Португальская и в меньшей степени Французская музыка. При этом не только народная музыка южных народов, но и высокая музыка Романтизма стала отцом Джаза. Так что на Джаз оказали влияние немецкая и даже русская традиции, а также французский импрессионизм. Странное дело первым языком для текстов песен был американский английский, хотя джаз прекрасно звучит и на испанском (Bessame Mucho), французском (Осенние Листья - Джозефа Космы), португальском (песни босса-новы Калоса Джобима), и даже русском (советские песни), ансамбль Bratislava Hot Serenаders испольняет песни на чешском и словакском. Да большинство песен на английском. Но в музыкальном отношении английская музыка вообще никак не повлияла на джаз, там нет даже мелких точек пересечения. Другая загадка - Джаз как музыка является музыкой столь резко выраженной христианской традиции, что невозможно представить джаз на языческой основе, хотя среди джазовых музыкантов были и мусульмане, и буддисты, и даже бахаисты, но христианская традиция имеет главное значение. Причем именно в христианских гимнах спиричуэл меньше всего европейских качеств в гармонии и форме. Похоже джаз в это как раз не только берет все лучшее из католической мессы или лютеранского хорала, но и является воспоминанием об эфиопской литургии.
Но это уже Мать Джаза, существо гораздо более важное (здесь как у Амазонок, в данном случае южных, чей музыкой я объявил джаз условно, имея ввиду на сам джаз, а его прото форму, короче мать джаза). И гораздо более древнее. Если Отец Джаза идет отчасти от народной южноевропейской музыки (где то меньше 1000 лет), но отчасти и от Европейского Романтизма (всего 200 лет назад) или в крайнем случае барокко (350 лет назад), то матери Джаза уже минимум 4000-6000 лет. Именно 4000 лет назад Царица Южных Амазонок Балкис Македа Савская (т.е. из города Шеба) приходила к израильскому царю Соломону. Африканская основа и определяет национальную специфику классического джаза, хотя джаз может быть ассимилирован и другими народами. Самый интересный случай со стороны Музыки Амазонок будет Советский Джаз, который соединяет и музыку Южных Амазонок, т.е. Амазонок Африки (здесь в основном в ритмическом пульсе) и Музыку Амазонок Славян-Сарматов (в узком смысле), т.е. Русскую Музыку (а также музыку народов Сибири и Средней Азии). Короче Советский Джаз - это Афро-Евразийская музыка.
И именно поэтому я сказал, что Джаз это столь же современная музыка, появившаяся 100 лет назад, сколько и древнейшая музыка, так как исток джаза лежит в глубине тысячелетий в музыке Древней Эфиопии.